![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Сексуальное насилие, в том числе, изнасилование – это любые сексуальные действия, совершенные по отношению к человеку, который не хочет в них участвовать и не соглашается на них свободно и без принуждения. Другими словами – любой секс или сексуальные действия без согласия являются насилием.
Надо сразу пояснить, что такое «согласие». Согласие на секс означает, что человек дает четкое, однозначное, активное согласие и находится в том возрасте и состоянии, когда может осознать, что с ним происходит и каковы возможные последствия секса. Добровольный секс означает, что два взрослых и дееспособных человека, которые находятся в сознании, делают что-то взаимное. Инициатором насилия всегда является только один человек – насильник, который решает сделать что-то с другим человеком, вопреки воле и желаниям последнего.
Если человек не хочет каких-то сексуальных прикосновений или действий, но вынужден терпеть их из-за применения силы, принуждения, шантажа или угроз – это изнасилование. Принуждение означает, что насильник пытается заставить кого-то согласиться на секс с помощью угроз, уговоров, запугивания, эмоционального давления или простой физической силы. Любое прикосновение к половым органам, ягодицам, анусу, рту или другим частям тела без разрешения и вопреки желаниям другого человека уже является сексуальным насилием. Если человека заставляют прикасаться к другому человеку вопреки желанию, то это тоже насилие.
Сексуальное насилие – это также любые сексуальные действия с человеком, который находится без сознания, при этом неважно, почему человек пребывает в этом состоянии. Например, если человек потерял сознание от сильного опьянения, то даже если человек напился по собственной воле, секс с человеком в таком состоянии – это изнасилование по определению. Точно также, если человек не может дать осознанного согласия по причине умственной отсталости, психической болезни или возраста, то любой секс с таким человеком тоже является насилием.
Надо подчеркнуть, что с психологической точки зрения попытка изнасилования переживается так же тяжело, как и совершенное изнасилование, и это также является тяжелым преступлением.
Кто такие насильники?
Подавляющее большинство насильников – это мужчины. Однако это совсем НЕ значит, что большинство мужчин – насильники. Хотя очень многие женщины переживают изнасилование (около 30% всех женщин в течение жизни), лишь меньшинство мужчин совершают изнасилования (5-10% мужчин), и большинство насильников являются рецидивистами – они совершают изнасилования неоднократно.
Насильник одевается, ведет себя и разговаривает точно так же, как и любой другой человек. Подавляющее большинство насильников не имеют психических заболеваний, в их поведении нет ничего «ненормального». Основная цель насильника – это проявить свою власть и контроль над другим человеком, доминировать, унизить или наказать с помощью изнасилования. При этом они не переживают из-за совершенного ими изнасилования, они получают от него удовольствие, даже если они знают пострадавшую, и очень часто им нравится именно возможность совершить насилие над близким человеком.
Насильник не «поддается соблазну» и не «теряет контроль над собой», он планирует свои действия, выбирает наиболее уязвимую и беззащитную жертву и старается обезопасить себя от возможных последствий.Насильник обычно твердо уверен, что его жертвы заслужили быть изнасилованными. Однако вопреки мифам и стереотипам, насильнику обычно все равно, какая одежда на жертве, что она говорит и кто она такая. Насильника волнует только одно – доступность и возможность совершить изнасилование. Если насильник прикинул, что он может совершить изнасилование, то не имеет значения, если женщина носит юбки ниже щиколоток и ведет себя очень «порядочно» - преступника это не волнует.
Обычно мужчины-насильники являются очень сильными приверженцами патриархальных стереотипов, для них принуждение к сексу – это способ доказать свою мужественность, проявить себя «настоящим мужчиной», «покорить» и «завоевать» женщину. Сексуальное насилие для такого человека – это не источник простого сексуального удовлетворения, а способ повысить свою уверенность в себе, самооценку, почувствовать себя «крутым мужиком». Именно эти желания подталкивают насильника к совершению нового преступления.
Самую простую «классификацию» насильников предложил психолог Грот, который разделил насильников на три типа:
Агрессивный насильник – это мужчина, который использует изнасилование как способ унизить женщину и «поставить ее на место». Очень часто пострадавшая женщина из его ближайшего окружения, в том числе, она может быть партнером или женой. Такой насильник нападает на женщину после супружеской ссоры или из-за конфликта на рабочем месте. Иногда это женщина, с которой не было никакого персонального конфликта, просто она показалась насильнику слишком «надменной», и он решил выместить на ней всю злость на женщин вообще.
Властный насильник – использует изнасилование как инструмент сексуального завоевания, подтверждения своей мужественности. Часто он считает, что «соблазняет» свою жертву, он может фантазировать о том, что она «сдастся» после изнасилования – захочет постоянных отношений с ним, будет благодарна за секс. Часто такой насильник оправдывает совершенное преступление, считая, что он доставит женщине удовольствие, и бывает удивлен ее негативной реакцией или страхом. Властный насильник обычно похищает жертву, удерживает ее в каком-либо помещении на протяжении длительного времени, совершает многократные изнасилования.
Насильник-садист – использует связывание и пытки, чтобы испытать сексуальное возбуждение от чужих страданий. Такие насильники часто выбирают в качестве жертв женщин, которые занимаются проституцией, имеют много половых партнеров, или просто не стыдятся говорить о своей сексуальности, либо символизируют что-то, что насильник хочет уничтожить или наказать.
Первые два типа насильников являются самыми распространенными, хотя некоторые насильники так или иначе комбинируют все три типа мотивации.
Эти мотивы насильников также тесно связаны с тем, как большинство людей, хоть и невольно, оправдывают изнасилования и потворствуют преступникам. Например, если вы говорите, что та или иная женщина «заслужила» или «спровоцировала» изнасилование, то вы просто повторяете рассуждения и образ мысли насильников. Если вас услышит мужчина, который является насильником или потенциальным насильником, то вы только что сказали ему: «Ты прав, и ты можешь кого-нибудь изнасиловать».
Для каждого насильника все женщины и девочки (или мужчины и мальчики) «заслужили» насилие и «спровоцировали» его. Когда люди рассказывают анекдоты про изнасилования или поддерживают отношение к сексу как к проявлению власти, они тем самым оправдывают реальных насильников, выражают им свою поддержку. Когда мужчины презрительно говорят о женщинах в целом, воспринимают их только как вещи для секса (или молчат, когда так поступают другие мужчины), они показывают насильникам свою «мужскую солидарность» и поддерживают идеи, которые мотивируют преступников.
Некоторые люди считают изнасилования неизбежными, приписывают их «мужской природе». Однако существующие исследования показывают, что сексуальное насилие – это вовсе не универсальное явление, оно зависит от культурных и социальных условий в конкретном обществе. Нет ничего «естественного» в том, чтобы смешивать секс и страдания другого человека. Согласно исследованиям, изнасилования часто встречаются только в тех обществах, где они воспринимаются как доказательство мужественности, подтверждение «мужского братства» и унижение для жертвы.
Однако даже в самых «насильственных» обществах не все мужчины насилуют, даже там, где насилие – это норма, найдутся мужчины, чье сочувствие и человечность перевесят желание самоутвердиться. Изнасилование – это всегда выбор насильника.
Что чувствуют люди, пострадавшие от сексуального насилия
Говорить о чувствах во время или сразу после изнасилования очень трудно, потому что словами это трудно передать. Сексуальное насилие – это уничтожение физического, эмоционального, интеллектуального и духовного «Я» человека, его личности и сексуальности одновременно. Многие жертвы насилия переживают его как крах всего мироздания и представления об этом мире. Однако душевная боль не прекращается после изнасилования – она продолжается еще очень долго.
Добровольный секс означает, что оба человека находятся в сознании, понимают, что и с кем они делают, и они оба рады это делать, и все их действия и слова одобряют происходящее. Добровольный секс с другим человеком должен приносить удовольствие всем участникам, секс связан с чувствами эмоциональной близости, заботы, блаженства.
Пусть секс окажется неудачным или неловким, это может лишь немного огорчить, но вряд ли нанесет тяжелую психологическую травму или приведет к нервному срыву. Изнасилование – это полная противоположность добровольного секса. Даже самый неудачный секс или ссора с партнером не могут привести к таким же психологическим последствиям, как пережитое насилие.
После изнасилования, попытки изнасилования или других видов сексуального насилия пострадавшие часто переживают так называемый «синдром травмы изнасилования», который был описан психологами Энн Бургесс и Линдой Холмстром в 1974 году. Этот синдром состоит из следующих фаз:
Острая фаза: Эта фаза наступает сразу после нападения и насилия и продолжается от нескольких дней до нескольких недель. Во время этой фазы пострадавшая может проявлять следующие симптомы:
• Экспрессивная реакция. Пострадавшая проявляет бурные и открытые эмоции. Она может казаться перевозбужденной или впавшей в истерику, она может рыдать, не переставая, или испытывать приступы паники.
• Эмоциональный контроль. Пострадавшая кажется лишенной всех эмоций и ведет себя так, словно «ничего не случилось» и «все хорошо». С учетом случившегося такая спокойная реакция может вызывать недоумение или недоверие к жертве, но на самом деле это проявление сильнейшего эмоционального шока.
• Дезориентация. Пострадавшая испытывает сильнейшую дезориентацию, спутанность сознания. Она не может ни на чем сосредоточиться, не может принять решение, даже незначительное, не может справиться с обычными и повседневными делами. Часто пострадавший плохо помнит, что именно произошло, путается и допускает фактические ошибки, если рассказывает о случившемся. Однако это тоже является типичным проявлением шокового состояния.
Фаза внешнего приспособления. Во время этой фазы человек начинает возвращаться к своей нормальной жизни, однако внутри он продолжает страдать от серьезных эмоциональных последствий. На этой стадии человек пытается справиться с психологической травмой с помощью пяти защитных механизмов:
• Минимизация – Притворяться, что «все нормально» или «все могло быть гораздо хуже».
• Драматизация – Пострадавшая никак не может перестать говорить о пережитом насилии, травма начинает доминировать в жизни и личности пострадавшего человека.
• Подавление – Пострадавшая отказывается обсуждать случившееся, старается вести себя так, как будто ничего не произошло.
• Рационализация – Постоянно анализирует то, что случилось, что думал или чувствовал насильник, почему это произошло.
• Избегание – Пытается «убежать» от боли в результате насилия (переезжает, меняет работу, меняет внешность, меняет круг общения и т. д.)
Во время этой фазы могут появиться самые разные симптомы и виды поведения, в том числе: постоянная тревожность, резкие перепады настроения, чувство беспомощности, постоянные страхи и фобии, депрессия, приступы ярости, нарушения сна (ночные кошмары, бессонница и т.п.), пищевые нарушения (тошнота, рвота, навязчивое переедание), потеря интереса к друзьям, семье и любимым занятиям, постоянная бдительность и ожидание угрозы, нежелание выходить из дома и/или идти в места, которые напоминают о насилии, сексуальные проблемы, трудности с концентрацией внимания и/или навязчивые воспоминания о насилии.
Фаза разрешения: Во время этой фазы насилие перестает быть центром жизни человека. Он или она постепенно признает, что никогда не забудет о пережитом насилии, но боль и негативные последствия постепенно уменьшаются со временем. Очень часто человек признает изнасилование частью своей жизнью и выбирает жить дальше.
Тем не менее, некоторые пострадавшие от сексуального насилия так никогда и не достигают фазы разрешения, они «застревают» на фазе внешнего приспособления на многие годы. Чаще всего это происходит с людьми, которые не получили никакой эмоциональной поддержки или психологического консультирования, а также с теми, кого окружающие обвиняли в случившемся.
Именно поэтому зачастую наиболее травматичным оказывается сексуальное насилие со стороны интимного или романтического партнера. До сих пор в обществе живы предрассудки против пострадавших от изнасилований и мифы о таких преступлениях. Многие люди до сих пор разделяют архаическую веру в то, что изнасилование «портит» женщину или делает ее «грязной», что насильника «провоцируют» на насилие, или что женщина виновата в пережитом насилии, если она «вызывающе» одевалась, выпивала и так далее. Эти мифы, оправдывающие изнасилование, мешают многим пострадавшим восстановить душевное равновесие и не дают им получить поддержку.
Кроме того, сексуальное насилие часто ведет к различным медицинским последствиям, включая нежелательную беременность и инфекции, передаваемые половым путем, помимо психологической травмы, поскольку во время насилия женщина не может настоять на защищенном сексе или принять решение о контрацепции.
Статья сильно сокращена.
Оригинал и полный вариант здесь