lumoks: (Default)
lumoks ([personal profile] lumoks) wrote2011-11-06 06:29 am

Прочтите.

Пожалуйста, прочтите эту статью. Я уже какое-то время думала, как сформулировать то, что в ней сказано. Она небольшая и для удобства чтения я не буду убирать ее под кат.

Антон Кривенюк
Русский марш: не открыть бы ящик Пандоры


Русский марш очевидно был направлен в том числе и против Кавказа. Северокавказские народы, наряду с евреями и армянами, прочно вошли в топ виноватых во всех русских бедах. В силу сочетания русского происхождения и кавказской жизненной практики, попробую сформулировать свое отношение к русско-кавказским противоречиям.

Люди, воспитанные на Кавказе, хоть на севере, хоть на юге, разумеется, относятся к условному «русскому» без особого уважения. Почему? Потому что принятый в современной русской культуре образ жизни, морально-нравственный кодекс, отношение к своему государству и многое другое из того, что называется «ценностями», является для среднего кавказца верхом грехопадения. Неполные семьи, доступные женщины, дети, растущие в детдомах, полнейший беспредел на популярных телеканалах с одной стороны, и социальная апатия, бурный расцвет потребительской культуры, безразличие к стране, отсутствие символов и идеологии – с другой. Все это делает русских в восприятии кавказских сообществ, если прямо говорить, «быдлом».

Молодые выходцы с Кавказа в Москве нередко ведут себя неадекватно. Это демонстрация их пренебрежительного отношения к окружающей российской действительности. Почему это происходит? На Кавказе практически везде - в деревнях и в городах существуют очень четкие правила игры в жизнь: как себя вести, с кем и что можно себе позволить. Проще говоря, существуют известные с пеленок поведенческие стереотипы, очень крепко в голову вбита иерархия ценностей и культурные нормы. Это не значит, что на Кавказе все всё знают и там не бывает бытовых конфликтов. Но везде есть известные «красные линии». Кем бы ты ни был, но ты не сможешь нахамить старику на горной дороге. Это конечно условно, но в принципе, так. В разных кавказских культурах системы ценностей разные, но есть они пока везде. Воспитанные на Кавказе люди привыкли очень четко чувствовать, «что можно» и «что нельзя». И вот, оказываясь в «большой» России, 20-летний кавказец видит, что все системы сдержек и противовесов, к которым он привык, не действуют. Он может позволить себе практически все. Он может нахамить или ударить, он может пристать к девушке, потому что она беззащитна. На Кавказе она чья-то сестра, и ее братья сломают тебе голову за одно неправильное слово, а здесь все позволено.

Таким образом, презрение к российскому бескультурью накладывается на вседозволенность. Получается уродство. Кто в это виноват? Возможно, родители условного кавказца, которые не приучили его к толерантности и уважению по отношению к деградировавшим культурам. Виновата ли в чем-то Россия? Да. Потому что это в этой стране живет общество, допустившее, чтобы массовая культура развратила молодежь. Потому что в этой стране живет общество, не умеющее себя защитить даже от произвола собственных властей. В этой стране живут слабые духом, озлобленные люди, в образе жизни и повседневной культуре которых нет ничего, что могло бы вызвать уважение. Начинать надо не с кавказца, не уважающего общество без ценностей, а с самих себя, восстановив хотя бы что-то из утраченного. И тогда кавказец будет вынужден играть по принятым в обществе правилам игры.

Может быть только одна, но существенная сторона «русско-кавказского» конфликта, которая заключается в нежелании кавказских культур перенимать культурную грязь, которая как вирус распространяется посредством российского быдлотелевидения и чудовищную коррумпированность мышления.

Однако все вышесказанное не значит, что сегодня на Северном Кавказе существует замечательная альтернатива российской деградации. Свое разложение здесь происходит, но только совершенно в другом ракурсе. Хамы с Кавказа на московских улицах - тоже продукт девальвации культуры. Традиционная для кавказских обществ и, далеко не всегда вредоносная, клановость наложилась на чудовищную коррупцию. И произошло это не вчера, а очень давно. Приплюсуйте к этому традиционные для Кавказа понты, и получите жуткий коктейль из псевдокультурных ценностей, которыми переполнены головы молодых жителей Северного Кавказа.

Самопрезентация человека в Махачкале или Моздоке начинается с фразы: «а вы знаете моего дядю..». Молодой житель Северного Кавказа, разумеется, если он лоялен системе, мечтает работать только в государственных структурах, чтобы спустя годы его племянник, поступая за деньги в университет, тоже мог спросить: «а вы знаете моего дядю». Ну а пока все это далеко, чей-то племянник просто стоит на рыночной площади какого-нибудь города, где также бесцельно проводят свое время десятки его сверстников, периодически посматривая на свою, идеально отполированную обувь. Пока он не на госслужбе, цель его жизни – одеваться с иголочки и козырять дорогой мобилой, периодически поглядывая на мимо проезжающие автомобили. «Ай сагол лайба!»(какая крутая машина!),- говорит он своим друзьям. «Это Асланчик проехал, как меня не заметил?»

На самом деле, российское общество в целом очень больно. Только болезни у разных его составных частей тоже разные. И вряд ли участникам Русского марша стоит открывать ящик Пандоры и искать виноватых на юге. Потому что Северному Кавказу тоже не трудно найти источник всех своих бед.